Страницы

воскресенье, 19 октября 2014 г.

Стоит ли разрешать детям играть в «войнушку»?

Многие мамы задаются вопросами: хорошо ли, что мой сын играет в «войнушку», не навредит ли это его психике, и вообще, нужны ли ребенку военные игрушки? Врач-психотерапевт Виктория Бучельникова считает, что не стоит специально ограничивать детей в играх в войнушку. Тем более мальчиков.

Дело в том, что, воспитывая ребенка, мы используем специальные подходы, которые формируют у ребенка понимание своего пола и соответствующего поведения. Другими словами — понимание того, как нужно быть мальчиком или девочкой. У девочек мы поощряем игры в куклы, а у мальчиков — игры, связанные с ощущением лидерства, победы, силы. И «войнушка» — это один из вариантов подобных мальчишеских игр. Она важна для усвоения и формирования мужских черт характера.

Важно лишь, чтобы игра с военными игрушками была правильной. Вот на что стоит обратить внимание родителям:

  • военные игрушки не должны быть слишком реалистичными — то есть они не должны слишком точно копировать пистолеты, сабли, гранаты и т.п. Ребенок должен иметь ощущение, что у него в руках лишь игрушка, которую своей фантазией он превратит в оружие в игре.
  • военные игрушки должны быть безопасны. Это значит, что пульки в пистолете должны быть либо мягкими, либо их не должно быть вовсе, мечи не должны быть тяжелыми и заостренными и т.п. Также не стоит покупать слишком трещащие, визжащие и другие громкие игрушки — они чрезмерно будоражат детскую психику.
  • всегда интересуйтесь у ребенка, в какую игру он играет: кто против кого сражается, кто хороший, а кто плохой и почему. Вносите свои коррективы, придумывайте с ребенком то, кем он может быть в игре.
  • игра в «войнушку» должна иметь под собой основу, подоплеку. Например, играем в полицейских, которые гонятся за преступником, или в супергероя, который спасает мир и т.п. То есть игра не должна быть проявлением желания просто победить всех. Важно, чтобы маленький игрок понимал, что быть сильным, побеждать, быть лидером — это качества положительного героя, доброго и справедливого. Это отличия защитника от агрессора.
  • игра — это способ выпустить наружу накопленные эмоции, в том числе и агрессию. У детей ее бывает с избытком. Поэтому игры, где надо бегать, догонять и прочее — крайне важны.
  • ребенок должен различать реальность и игру. Мальчику важно пояснить, что стрелять воображаемыми пулями в придуманного злодея — это неплохо, а вот ударять сверстников по голове пластмассовым пистолетом — плохо.

Обратите внимание, если ребенок слишком агрессивен в игре, не различает грани между реальностью и игрой — это показатель того, что в нем слишком много злости, неуверенности в себе, недоверия к миру и обид. И причина этому, скорее всего, кроется в отношениях между ним и его семьей.

Играть детям необходимо. Именно игры – важнейший фактор в развитии ребенка. Казалось бы, еще вчера малыш лежал в колыбели и забавлялся с погремушкой. И вот – он уже активный, подвижный ребенок. И игры его, соответственно, такие же – активные. Часто любимой подвижной детской игрой, как раз и становится игра в войну.

Плюсы в таких играх, безусловно, есть:

  • В первую очередь игра в войну учит ребенка морали. В такой игре преподносится вечная истина: добро должно побеждать зло. Малыш, играя, борется со злом.
  • Самый «пик» увлечения играми в войну – 3-8 лет. В этот период у ребенка может быть множество страхов. Это и боязнь пресловутых монстров, живущих под кроватью, и банальный страх темноты. Когда малыш побеждает в игре ненастоящих врагов, он чувствует, тем не менее, настоящую силу. Это помогает ему перебороть свои страхи. Почувствовать себя победителем для ребенка – отличный способ самоутвердиться.
  • Активность ребенка вовсе не свидетельствует об агрессивности. А игра в войну все-таки очень активна. Она полезна как минимум для физического развития ребенка. Однако не стоит бояться и явного проявления агрессии. Агрессия в разумных количествах есть у любого человека. Гораздо лучше, если она имеет выход в игре, чем в реальной жизни.

Теперь поговорим и о негативной стороне таких игр:

  • Мораль, которую несет игра в войну, достаточно спорна. Все потому, что война – это как раз свидетельство аморальности. Такая игра может научить ребенка не тому, что добро побеждает зло, а тому, что все проблемы можно решить силой.
  • В «войнушку» ребенок играет с другими детьми. Далеко не факт, что именно ваш ребенок станет победителем. Возможно, он будет проигравшим. И не раз. Причем для ребенка это не просто проигрыш – это осознание того, что его убили. Такой проигрыш может стать причиной множества страхов.

Запретить ребенку играть очень сложно. К тому же запретный плод сладок – в запретную игру малыш будет хотеть играть еще больше. А потому того, что ваш ребенок будет играть в «войнушку», не избежать. Постарайтесь сделать игру максимально «ненастоящей» – покупайте игрушечное оружие, которое выглядит именно, как игрушка. И оградите ребенка от частого просмотра телевизора. Кроме того, что он узнает, какова цена на пеноблоки и какое средство лучшего всего очищает кафель (информация для ребенка хоть и бесполезная, но безвредная), он может увидеть множество сцен насилия. Они могут сформировать желания играть уже в более реальную «войнушку».

По материалам сайтов mama.ru, topwar.ru

* * *

“Войнушка” в живописи

 

Войнушка

Мы в войну играли с папой,
Шли бои за коридор.
В папу я из автомата
Метко выстрелил в упор.

Вдруг с разбегу папа на пол
Повалился и молчит.
Я бегу скорей на папу
И кричу: "Убит! Убит!"

Только страшно мне немножко:
Ну скорее, папа, встань!
Мы ж воюем понарошку!
Притворяться перестань!

Ожил папа-притворюшка,
Я обнять его - лечу.
И уже играть в войнушку
Почему-то не хочу.

© Карапетьян Рустам
2009 г.

 

August Malmstrom-Det gamla och det unga Sverige.



A. L. Grace Military Tactics.



Gioacchino Toma Small patriots.



Myles Birket Foster Sure and Steady Aim.



Väinö Hämäläinen Pojat at Play. 1933 г.



Федор Решетников На побывку. 1950 г.

 

Войнушка

Стоквартирный дом, длинный коридор.
Двадцать пять квартир на этаже.
Этот муравейник помню до сих пор,
Хотя бабушкою стала я уже.

Сорок пятый, тот далёкий год
В памяти остался навсегда.
И не тем, что плакал, ликовал народ,
Детскою игрой, что принесла беда.

Без войнушки не могли мы жить,
Портупея, на боку планшет.
Каждому хотелось русским быть,
Быть фашистом не хотели. Нет!

Помню сумку белую с крестом,
В ней лежали йод, бинты и вата.
Я, девчонка с рыжею косой,
Бинтовала русского солдата.

Побеждали русские всегда.
Немцы тихо плакали в сторонке.
Раздавалось громкое «Ура!».
За страну мы воевали стойко.

За спиной остался сорок пятый год.
Появились игры новые, «Зарницы».
В них играл когда-то весь народ.
А войнушка?
Лишь одной мне снится.


© Copyright: Светлана Бугрышева
2010



Philippe-Auguste Jeanron Les Petits Patriotes.



Christian Schussele Boys Playing Soldiers. 1853 г.



Henry Jules Jean Geoffroy Le Consigne.



John Bluck after Augustus Charles de Pugin Cloister of Magdalen College.



Haddon Sundblom.



Wojciech Weiss Tadzio.



Анна Виноградова Играющий в индейцев. 2006 г.



Edmund Adler The Young Warrior.



George Bernard O'Neill The Despatch.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий