Страницы

воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Влияние мата на человека


Люди давно уже обратили внимание на удивительное воздействие слов на их духовное и физическое состояние. Они обратили внимание на два пути такого воздействия: с помощью ритма и с помощью образов, которые вызывают в подсознании человека те или иные слова.
В народных сказках, пословицах, поговорках часто присутствует скрытый ритм, усиливающий их воздействие. Этот ритм может исцелить больного, а может и наслать на него порчу - своеобразный "психический вирус", вызывающий расстройство внутренних органов. Звучащим словом издавна пользовались деревенские целительницы, молитвами, наговорами избавлявшие от недуга. Наговоры применяли в деревнях также колдуны и ведьмы, но только с другой целью - для нанесения ощутимого вреда здоровью и психике.


В последние годы вопросами воздействия ритмики звучания словосочетаний (текстов) занялись и серьезные ученые. Они довольно быстро установили, что ритмы, относящиеся к так называемой гармоничной музыке, лечат людей, пробуждают в них скрытые способности. Скажем, находящиеся в утробе матери младенцы быстрее развиваются, и после рождения у них открываются необыкновенные способности.
И наоборот, дисгармоничное бормотание колдунов разрушает психику человека. Одна из гипотез, дающая объяснение такому влиянию звуков, - это представление об информационных свойствах воды. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма (а как считают некоторые исследователи, и от смысловой нагрузки) эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
Сегодня ученые получили новые подтверждения значения ритмов в жизни природы, в том числе и человека. Например, отклик на ритм, звучание и эмоциональный строй слова "здравствуй" всегда оказывается положительным. Психологи, лингвисты, медики считают: для того, чтобы бороться с болезнями, необходимо подобрать к тому или иному состоянию человека ритмы исцеляющей его музыки.
Влияние ритмов на здоровье заинтересовало и известного американского ученого Дж. Миллера. Он объясняет особенность этого воздействия "пропускной способностью" нашей нервной системы. Статистика проведенных им опытов подтвердила, что некоторые внешние ритмичные воздействия на человека вызывают своеобразный "резонанс" в его организме, активно влияя на ход идущих в нем процессов. Поэтому умело подобранная музыка, звучание молитвы и даже стихов оказывают целительное воздействие на людей, избавляя их от всевозможных недугов.
Не меньшее значение имеют для душевного состояния человека образы, которые будят в его подсознании услышанные слова. Одним из первых ученых, попытавшихся не только открыто сказать об этом, но даже защитить научную диссертацию на эту тему, был Иван Белявский. Он выдвинул данное предположение и обосновал его на примере многолетнего обследования нескольких групп людей. По мнению ученого, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены.
В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе "крепких" словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У "матерщинников" очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.
Аналогичные результаты были получены на другой стороне земного шара. Американская ассоциация психотерапевтов опубликовала данные многолетних исследований здоровья тысяч верующих и атеистов. Медики пришли к выводу, что в среднем человек, регулярно посещающий церковь и молящийся в ней, живет дольше, чем отвергающий религию. При этом верующие гораздо реже болеют так называемыми болезнями века: раком, гипертонией, диабетом. И это не случайно: ведь молитвы наполнены добрыми словами, успокаивающими душу, внушающими веру, любовь к окружающим.
К такому же выводу пришли ученые из Красноярского центра медицинских технологий при Сибирском отделении наук. Их исследования подтвердили влияние словесной информации на иммунную систему человека. Специалисты объективно показали, что правы были наши предки, использовавшие при лечении заговоры и молитвы.
"Добрая лексика", которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, не только поднимала настроение больных, она еще и реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет.
Происходили изменения и в структуре ДНК. У больных, приходивших в Красноярский центр, с помощью "словотерапии" стали быстрее зарубцовываться гнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниями выздоравливали на 5-7 дней раньше, чем принимавшие лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как "любовь", "надежда", "вера", "доброта".
Наиболее интересные исследования, позволяющие заглянуть в сам механизм воздействия молитвы на здоровье человека, были проведены в лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского института имени В.М.Бехтерева. В них приняли участие не только ученые, но и священники, а также прихожане Александро-Невской лавры. Во время службы записывалась энцефалограмма мозга верующих. Современная наука придерживается мнения, что существуют три основных состояния головного мозга, резко отличающиеся по особенности своих энцефалограмм: бодрствование и так называемый быстрый и медленный сон. Ученые выявили еще одно состояние, которое условно можно назвать молитвенным бодрствованием. При этом кора мозга отключена и восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы. По мнению ученых, это состояние, как и сон, также необходимо для нормального функционирования организма. Если оно отсутствует, то в организме нарушается гармония, разлаживаются физиологические процессы, что приводит к возникновению различных болезней. Искренне произнося молитву, человек уходит от реальности, в его мозгу возникают благотворные волны, влияющие на его здоровье. Такие же волны часто фиксируются у младенцев до шестимесячного возраста. Поэтому слова, сказанные в Библии "Будьте, как дети, и тогда спасетесь", можно расценивать и как конкретное физико-терапевтическое пожелание.
«Раковые» клетки психовируса
По-другому действует на человека ругань, матерщина. Увы, мат все больше и больше входит в обиходный лексикон россиян. Еще "какие-то" двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В дневниках знатока русской души писателя Федора Михайловича Достоевского есть великолепная зарисовка. Группа мастеровых, среди которых Достоевский случайно оказался, в течение получаса передавала "...все мысли, ощущения и даже целые глубокие рассуждения одним лишь названием этого существительного, до крайности к тому же немногосложного".
После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой он взял еще одну - последнюю ступень. Его подхватила "интеллигенция", особенно гуманитарная. Молоденькие девушки, выходящие из дверей филологического факультета МГУ, часами, не повторяясь, демонстрировали свои способности в сквернословии.
Казалось бы, что страшного в том, что люди прекратили лицемерить и режут, что называется, "правду-матку" прямо в глаза? Зачем возмущаться, когда прекрасные артисты Театра Маяковского в великолепном спектакле "Игра в джин" не чураются матерных выражений? Стоит ли писать о продаваемых на каждом углу лицензионных дисках зарубежных фильмов, в синхронном переводе которых то и дело проскакивают нецензурные словечки. Тем более что цензуры, по крайне мере нравственной, уже больше и не существует.
Оказывается, стоит. И суть здесь не только в нравственности, хотя и из-за нее нужно было бы давно прикрыть некоторые эпизоды в фильмах и телевизионных программах. Вопрос стоит о здоровье нации, причем уже не только духовном, а и физическом.
Иногда говорят, что мат пришел к нам вместе с монголо-татарским нашествием. Но это не так. Матерное обозначение женщины легкого поведения встречается уже в берестяных новгородских записках. Только вот имело оно там совершенно другой смысл.
Это имя демона, с которым общались древние колдуны. В его "обязанность" входило наказывать провинившихся женщин тем, что в современной медицине называется "бешенство матки". И остальные русские матерные слова имеют такое же демоническое происхождение. Наши предки произносили их, призывая себе на помощь этих демонов зла.
Именно с этим связан еще один механизм влияния сквернословия на человека. Мат "пробуждает" в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью "психовирусы". Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов, в полном соответствии с одним из фундаментальных законов философии, переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, "ломается" сама жизнь.
Есть еще одна причина, по которой следует выбросить из своего лексикона матерные слова. В России сквернословие связано практически только с половыми органами. Пробужденная в подсознании информация о сексуальных извращениях начинает постепенно, незаметно для человека воздействовать не только на его нравственность, но и на физиологические процессы, определяющие зарождение и развитие маленького человека. Не только ученые, но и писатели давно заметили, что дети, появляющиеся у любящих друг друга родителей, не только меньше болеют и быстрее развиваются, но даже красивее зарожденных "мимоходом" или в состоянии подпития. "Видите ли, я любил по-настоящему, то есть любовью, которая бывает только раз в жизни. Поэтому Элли такая миленькая", - говорит о своей дочери один из героев пьесы Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца".
И именно поэтому, пока еще не до конца понятому учеными, но очень действенному процессу зарождения красивых, нормально развивающихся людей наносит свой невидимый, но сокрушительный удар сквернословие, привольно себя чувствующее не только на улицах, но и в квартирах, и на местах работы современных людей. Мат, брошенный в сердцах родителями, отзывается через много лет слезами их детей и даже внуков.
Православная религия, не разбираясь в научных проблемах воздействия бранных слов на здоровье и судьбу человека, издавна предупреждала верующих об опасности злоупотребления этой пагубной привычкой. В книге "О грехах языка" священник Сергей Николаев пишет, что употребление мата, на первый взгляд, не тот из грехов, которые религия причисляет к так называемым "смертным", то есть самым тяжким. Однако сама жизнь свидетельствует о том, что "сквернословие всегда становится началом пути к еще большему злу. Ибо призывающий дьявола неизменно получает в итоге полный набор последствий общения с ним, включающий разрушенное здоровье и поломанную судьбу".
Не убивайте матом хромосому
Нецензурная, площадная брань и полублатной жаргон стали обычным явлением в нашей повседневной жизни. Как будто большая часть населения забыла обыкновенную человеческую речь. Разговаривают матом всюду: на улице, во время работы на производстве, в учреждениях, на рынках, в местах отдыха, у себя дома, в присутствии всех возрастных категорий людей, невзирая ни на возраст, ни на состояние здоровья. Ругаются женщины и мужчины, молодежь и подростки, даже дети. Наверное, мало кому известно, какой губительной силой является мат. В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П.Горяев и кандидат технических наук Г.Т. Тертышный в течение трех лет проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит с родом человеческим?
С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание речи непосредственно влияет на человеческий геном. Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо "программой самоликвидации". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Слово может убивать и может излечивать, если оно доброе. Это обоюдоострый инструмент. Бранная, искаженная речь губительна. Ошеломляющим является вывод ученых. ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые "уши" ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем.
Коснемся основной структурно-функциональной и генетической единицы человека - клетки. Клетка состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра. Ядро является основным компонентом всех клеток. Одна из составляющих ядра - хромосомы, а в хромосомах содержится 99 процентов ДНК. Роль ДНК заключается в хранении, воспроизведении и передаче генетической информации. Мат разрушает хромосомы. С изменением ядра меняется качество клетки тела человека. Отсюда болезни физические и психические.

Мат и человеческая жизнь
Возможность выражать свои мысли в звуках (говорить), присущая человеку, как и любая способность, абсолютно практична. Ученые сегодня констатируют факт: речевая функциональность не является плодом эволюции, она объективная особенность человеческого мозга. Другими словами она была и она есть. И мы обращаемся к высказываниям прошлых тысячелетий, находя в них совершенство и мудрость, которые используем сегодня. Функциональная избыточность этой способности открывает поле для всевозможного влияния человека на окружающую среду. 
Ключом к ответу на вопрос, который мы даже не задаём себе, зачем нам говорить, будет слово «влиять». Человек влияет на всё, что окружает его, порой, не обращая внимания на то, что это происходит независимо от того, желал ли он оказать это влияние или нет.
Физики говорят: всякий процесс является частью общего процесса материи (как изученной и констатируемой, так и неисследованной), влияя на него и принимая его влияние. Другим словами – когда вы чихаете, то это следствие принятого вами влияния окружающей среды, а ваш чих в свою очередь оказывает влияние на эту среду, даже если вы чихаете в платок, тем самым, сохраняя окружающих от инфекции и дискомфорта, в ваших соплях выделяется температура и звуковые колебания. Нет, мы не говорим, что ваш чих стал причиной глобального потепления и землетрясений последних лет. Но он есть частью процесса всей вселенной, и он сам по себе не существует, как и нет ничего существующего самостоятельно.
Интересна природа звука как носителя определенной энергии. Любой звук, кроме того, что он есть плод колебания определенной части материи, несет в себе ещё и определенный энергетический потенциал. Нет, мы не говорим о философии звука, мы говорим о его реальном воплощении как части материи и общей материи, которая не является лишь тем, что мы можем пощупать. Мы, не задумываясь, смотрим телевизор, хотя никто не пытался собрать в коробочку программу новостей вокруг антенны. Сегодня обыкновением есть мобильный телефон и общение через него - норма нашего комфорта. И все эти привычные нам блага доносит нам часть материи которая не может нами констатироваться лишь в толщине, высоте и времени. Итак, звук объективно материален. Мы слышим звук, но это не значит, что он, достигая нас, исчезает. Тот же звук слышат и другие, даже с помощью специальных приборов, о которых мы знаем из кинофильмов, с весьма почтенного расстояния, снимая эту информацию через стекло и т.д. Сегодня наука в состоянии улавливать звуки с большой задержкой во времени после их появления и с расстояния световых лет. Ученые утверждают, что при наличии средств они в состоянии изготовить улавливатель звука, способный выцеживать из эфирного поля земли слова, произнесённые различными людьми спустя годы. Это утверждение основывается на том, что звуки (они же слова), издаваемые человеком:
  • никуда не исчезают,
  • точно индивидуализируются.
Почему милиция так уверенно снимает отпечатки пальцев? Да потому, что рисунок на коже ваших пальцев неповторим его ни у кого до вас не было и ни у кого не будет. Но факт и то, что у человека не только неповторимый рисунок на поверхности эпидермиса пальцев рук. Да есть внешняя схожесть глаз, черт лица, но это лишь при поверхностном взгляде. На самом деле они уникальны. И даже одни и те же микроорганизмы на коже вашего тела производят абсолютно уникальный продукт переработки ваших выделений, который порой потрясает окружающих – вы уникально пахнете. Все эти различия наблюдаются и у однояйцовых близнецов. Вы, безусловно, попадаете под определение «шедевра», и это повод ценить себя и еще о многом задуматься, но мы сегодня говорим о другом.
Так вот голос, а точнее звуки, которые воспроизводятся колебанием голосовых связок человека, при внешней схожести с другими людьми также как и всё в человеке, уникален.
И так то, что мы говорим, становится определенной частью материи и участвует в общем процессе жизни, влияя на него. Часто ли мы задумываемся о том, что выходит из наших уст? Мы с восхищением слушаем ученых, говорящих, что растения реагируют на речь человека. Мы удивляемся тому, что вода меняет свою физическую структуру на молекулярном уровне в зависимости от словесного влияния на неё. Мы с удовольствием смотрим об этом телепередачи, читаем в журналах, но забываем, что мы являемся источником этого влияния.
В послании Иакова в 3 главе 4 и 5 стихе Библия учит: -
Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
так и язык - небольшой член, но много делает.
В Евангелии от Матфея Иисус говорит:
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих судишься. (Матф. 12:36-37)
Если внимательно рассмотреть в греческом оригинале (новый завет изначально писался на греческом языке) утверждение Иисуса для слушающих звучало как пояснение проблем их сегодняшней жизни. Мы можем говорить о том, что Бог через Библию учит нас быть внимательными к тому, что мы говорим именно по тому, что наши высказывания становятся неотъемлемой частью нашей же собственной жизни порождая обстоятельства вокруг нас и влияя на сегодняшний день и на все будущие дни. Если вы читали Библию, то заметили, что в ней делается особый акцент на слово как силу. С первых страниц мы видим, что Бог использует силу Своего Слова в процессе созидания жизни, в Новом Завете Иисус определяется как Слово. Все это можно свести к одному простому утверждению: дорогой человек, независимо от того хочешь ты этого или нет, согласен ли ты с этим или нет, ты несешь ответственность за свою жизнь, в которой твои собственные высказывания играют решающую роль. Если смотреть глубже, то высказывания являются продолжением мысли, но это тема следующих рассуждений.
Конечно, важно говорить о силе негативных и позитивных высказываний, о власти благословения и проклятия, последствиях этих высказываний, но сегодня хотелось бы затронуть тему употребляемых людьми речевых оборотов, попадающих под определение «МАТ».
Матерные выражения и обороты чужеродны в речи. Абсолютно свободно человек может обходиться, без них. Формы речи человека не нуждаются в мате для описаний, общения, изложения информации, повеления и т.д. но, замечая оригинальность влияния, которую производят эти высказывания, люди пристрастились к их употреблению.
Откуда взялся мат в русской речи? Какую работу он производит? На эти вопросы и хотелось бы ответить сегодня после предшествующих рассуждений.
Матерная брань уже в Древней Руси оценивалась как кощунство, оскверняющее и Матерь Божию, и мифологическую "Мать сырую землю", и собственную мать ругающегося. Однако, ничего не помогало, поскольку матерные выражения сами имеют сакральное происхождение и были связаны с ритуальными функциями. На этом уровне матерная брань не только не имела кощунственного смысла, но была магической формулой, священным заклинанием (аналогичные формулы существуют в буддизме).
Традиционно историю мата связывают с оккультными и языческими, сексуальными обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. С приходом христианства, как обряды, так и обозначавшие их "термины" попали в опалу и трансформировались в фольклор.
Что мы сегодня практически знаем о мате? Как правило, познания в этой области сводятся к знанию самих матерных слов.
Сколько же всего слов составляют матерный русский язык? В целом, где-то около сотни; в активном же словарном запасе находятся приблизительно 20-30. Но очень активно используются замены слов (блин, ё-моё, едрёна матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёрш твою медь, ёклмн и многие др.)
Среди очень популярных в обращении "сексуальных" ругательств можно выделить несколько крупных блоков.
Отправление ругаемого в зону женских гениталий, в зону рождающих, производительных органов, в телесную преисподнюю ("пошел в …"), - не что иное как пожелание смерти. Как показал Михаил Бахтин, женское лоно является одновременно символом рождения и смерти.
Намек на то, что некто сексуально обладал матерью ругаемого, "… твою мать".
Кстати заметим, что обвинение в инцесте с матерью, широко представленное в иноязычных ругательствах.
Обороты речи с упоминанием мужских гениталий (типа "пошел на …") ставят ругаемого в женскую сексуальную позицию, что равносильно лишению мужского достоинства и вирильности.
Если говорить о более внимательном взгляде то, существуют три основные лингвинистические версии привнесения мата в русский язык, основанные на исследованиях проведенных в разное время различными историками и лингвистами. Коротко рассмотрим их:
  1. русский мат - наследие татаро-монгольского ига (в последнее время эта версия не очень котируется);
  2. русские матерные слова когда-то имели по 2 значения, впоследствии вытеснив одно из значений или слившись воедино и превратив значение слова в негативное;
  3. мат был и есть неотъемлемой частью оккультных и языческих обрядов, существующих в разных языках у разных народностей.
Миф первый (повсеместно распространенный) гласит, что русский мат - это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига. Между тем, большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские.
Три наиболее употребляемые слова непосредственно связаны с природой, поскольку относятся к главному ее процессу - размножению. Сегодня сложно представить себе то значение, которое придавалось половым органам тысячи лет назад, когда человечество было необразованно и малочисленно. Не исключено, что эти названия были первоначально табуированы не по этическим, а по магическим соображениям как "слова силы". Это, кстати, может объяснить присущую им мощь эмоционального воздействия. Парадокс еще и в том, что неприличные слова обозначают вещи, которые по большей части сами по себе перестали считаться неприличными.
Бесспорным является то, что современные нецензурные слова уходят своими корнями в далёкую языковую древность.
Если взять культовое "слово из трёх букв", ему соответствует также слово "хер". Открыв словарь древнерусского языка, можно обнаружить, что "похерить" - значит перечеркнуть крест на крест, а "хер" - значит КРЕСТ! Мы же привыкли считать, что слово "хер" в русском языке использовалось и используется (на ряду со "словом из трёх букв") для обозначения мужского полового органа. Но в этом не всегда было противоречие: в христианском философском символизме крест, на котором распяли Христа, рассматривался не как орудие позорной казни, а как триумф жизни над смертью. Таким образом, слово "хер", как и "другое слово из трёх букв", первоначально использовались на Руси для обозначения слова "крест". Ещё следует отметить, что буква "х" изображалось в древнерусском языке в виде двух пересечённых линий совсем не случайно - Христос, христианство, христиане, храм, хер (крест). Есть мнение, что знаменитый оборот: "Пошли вы все на х…!" придумали защитники славянского язычества, они кричали эту фразу, ругаясь на христиан, пришедших насаждать свою веру. "Идите вы на хер!" или "Идите вы на х…!" - первоначально обозначало проклятие: "пусть вас распнут, как и вашего Бога!" (дословно: "Ступайте на крест!"). Затем религиозное значение этих слов было утрачено, поскольку с победой православия на Руси термин "крест" перестал иметь для народа пошлое, негативное значение.
Нет единой точки зрения, откуда произошло само слово мат. В некоторых справочных пособиях можно найти версию, что "мат" - это разговор (в качестве доказательства этого предположения приводится выражение "кричать благим матом"). Но почему слово «мат» так похоже на слово мать?
Есть ещё одна версия, связанная с тем, что слово «мат» пришло в русский язык после появления выражения «послать к матери». Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным. После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным.
Вообще, надо отметить, что, практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к матерным и ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами.
Так, например, глагол «блядити» в древнерусском языке имел значение - "пустословить, обманывать". "Многие слова, считающиеся ныне оскорбительными прежде такими не были. Матерные слова несли функцию обычных слов. Их можно в изобилии встретить в сочинениях протопопа Аввакума и патриарха Никона и много еще где. А вот в письме запорожцев султану, написанному специально, чтобы оскорбить адресата, ни единого матерного слова нет."
Но в древнерусском языке был ещё глагол блудити -"блуждать". Словарь В. И. Даля выделяет два значения: 1) уклонение от прямого пути и 2) незаконное, безбрачное сожитие, "посему слова этого лучше в общежитии избегать". Существует версия, на наш взгляд, вполне жизнеспособная, что произошло как бы слияние двух глаголов (блядити и блудити).
Вот ещё один подарок древних. В древнерусском языке было слово «мудо», обозначающее "мужское яичко". Слово это было мало употребляемо и не имело непристойного оттенка. А потом, видимо, оно дошло до наших времён, превратившись из малоупотребительного в употребительное.
Эта версия рождает подозрение, что на Руси в древности и не ругались вовсе. Однако, ругались, и ругались осознанно, даже более осознано, чем сегодня.
В целом матерные выражения до военной кампании 1812 года в высшем светском обществе не находили ни поддержки ни одобрения. Однако, один из исторических документов свидетельствует о восхищенном открытии военного руководства среднего звена, которое вышестоящим, докладывало о неуставном обращении в окопной ситуации, оказывающем неожиданно эффективное влияние на слабо корректируемых мужиков. Видимо с молчаливого или не очень согласия вышестоящего военного руководства, с того времени мат крепко закрепился в войсках как форма общения. Через офицерскую популярность мат стал общеупотребляемым городским сленгом.
Сила влияния этих слов подкреплялась не придуманным знанием форм языческих и оккультных обрядов существовавших на Руси, в которых принимали участие современники. Практичность использования этих обрядов в быту выражалась в повторении части обрядовых оборотов как заклинаний при травмах, при хозяйственных процессах, проклятий врагов, наведения различных форм трудностей на неугодных.
Коротко о язычестве.
Язычество - это комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий и послуживший их основе. Язычество древних славян имело глубокие корни. У первобытных славян был культ природы и культ умерших Оба эти культа в большинстве случаев соприкасались между собою.
В 1636 г. нижегородские священники жаловались в своей челобитной, что "собираются жёны и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы, пироги и каши, яичницы и поклонясь березамъ учнуть походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся".
Как пример рассмотрим один из наиболее распространённых на территории сегодняшней Украины языческий культ. В Приднепровье был распространен культ дуба. В 1909 и 1975г со дна Десны и Днепра были подняты два мощных «священных» дуба. Радиоуглеродный анализ второго показал, что он перестал существовать в середине 8 века. Ученые считают, что они росли в "священных" рощах, которые также являлись фетишами (предмет, объект поклонения). В стволах этих деревьев на высоте нескольких метров были симметрично и прочно засажены кабаньи челюсти. Днепровские славяне также поклонялись «священным» животным: диким кабанам-вепрям. В былинах и летописях неоднократно появляются сведения об охоте на вепря и о торжественном поедании кабаньего мяса на княжеских пирах. Здесь мы уже встречаемся с тотемизмом и культом животных. Поклонения в этих обрядах, как правило, состояли из жертвоприношения и сексуального действа, которые и сопровождались особыми речевыми оборотами, произносимыми жрецом и участниками, наполнявшими смыслом сам процесс, отвечая на вопрос: «Ради чего всё это?» Мы вспомнили о популярности поклонения диким кабанам – вепрям. Надо заметить, что после медведя для лесов этих регионов дикий кабан был самым одиозным животным, впечатлявшим силой массой и бесцеремонностью поведения. Место, где росли дубы с кабаньими челюстями, было местом поклонения. Дубы были воплощением божества, от которого произошли сначала дикие кабаны, а после от совокупления женщин с диким кабаном славянское племя. Этот процесс театрально эмитировался и сопровождавшие его речевые обороты в отношении «матери» призывали определённость защиты и покровительства.
Практически каждый из сегодня существующих матерных оборотов корнями уходит в тот или иной культ. И это не только славянское наследие. Такого рода действия были во многих языческих культах у разных народов, дошедших до наших дней, у народов Африки. Ответ на вопрос: «Почему это так ярко отпечаталось в культуре русского языка?», будет в противостоянии язычества христианству, которое на территории распространения этого языка было многовековым. Сделав короткое отступление, заметим, что там, где христианство пришло более органичным, естественным образом христианская культура легко и безболезненно вытеснила язычество. Восток на насилие (крестовые походы) ответил исламом. На территорию Руси христианство пришло не менее жестким путем и пожало противостояние язычества и синкретизм (появление похожих элементов культа в религии для ее более легкого восприятия вновь обращаемыми) в дальнейшем развитии религии.
Если говорить об оккультных (и входящих в них колдовских) обрядах состоящих из физического действия и произносимых в определенной последовательности речевых оборотах, то практически те из них, которые направлены на принесение вреда или насильственного влияния (смерть, болезни, привороты, заговоры и т.д.) являются корнями широко употребляемых сегодня матерных выражений. Один из примеров, упоминаемый нами в начале статьи, - отправление в женский половой орган; как и аналогичный по смыслу связанный с мужским, ничто иное, как проклятье, наводимое на смерть. Причина укоренения этой группы матерных выражений не что иное, как подсознательная жажда утверждения своего влияния или власть одного человека над другим. Заметим, что это особенно хорошо понимают подчиненные, работающие в учреждениях и на предприятиях пост советского пространства, где, как наследи безбожия, без мата не происходит ничего.
Да, наше общество пропиталось ругательством. Сегодня в начальных классах общеобразовательных школ дети часто уже осознанно употребляют эти выражения. Так что - это теперь неотъемлемая часть нашей культуры или бескультурья.
Для того, что бы определить своё действительное отношение к этой части словарного запаса каждому человеку, кроме знания, откуда это пришло, необходимо понимать, как это работает, другими словами: что мы получаем в результате использования нами же этих слов.
За частую мы смотрим, на обстоятельства и исследования, абстрагируя себя от них. Хотя практичность каждого обстоятельства жизни состоит в том, что являясь частью всех обстоятельств мы можем увидеть свою действительную роль в них, определить причины, исследовать следствие и извлечь из этого уроки с тем чтобы использовать положительное а отрицательного больше никогда не допускать. Есть смысл дополнить сказанное в первой части статьи конкретными определениями и примерами.
И так мат, являясь чужеродной частью нашей речи, приносит в нашу жизнь определенное влияние. А ведь мы часто считаем что важно то, что происходит с другими хотя если бы мы были внимательны, то видели, что влияя на кого-то мы в первую очередь пропитываемся сами этим влиянием и ход вещей в этом вопросе неизменен. Источник «потому» и источник «что», в нем есть избыток источаемого, он пропитан им и живет им. Каждое матерное выражение наполняет нашу жизнь частью своей сути, другими словами - содержание (смысловая нагрузка) наших слов становится частью нашей жизни. То есть, мы становимся теми и переживаем то, что есть в нашей речи.
И так есть прямая зависимость между нашим здоровьем и тем, что мы говорим, нашим материальным положением и тем что мы говорим. Наши отношения с окружающими в прямую зависят не только от того, что они слышат от нас лично, но и от того, что окружает нас, как определенная энергия, из уже сказанного. Мы можем относиться к этому как соблаговолим, но независимо от нашего отношения, это работает в нашей жизни, именно производя определенность влияния на все, что есть вокруг нас, и в первую очередь, нас самих.
Принципы благословения и проклятия освещенные в Библии, в книге Второзаконие и в других местах как духовный закон вселенной, можно свести к короткому утверждению: ты сам своими действиями или бездействием, выбираешь: быть тебе под благословением Божьим или нести на себе проклятье вселенной. Но одна деталь, которую следует помнить каждому: благословение и проклятие - это процесс, имеющий наследственное действие. Для нашего рассуждения это звучит следующим образом: то, что ты наболтал, придётся расхлебывать не только тебе, но и твоим потомкам до четвертого колена минимум.
Бог в реальности и в тексте Библии гневно осуждает всякое проявление язычества и оккультизма именно потому, что это приносит в жизнь человека, и в первую очередь того, кто является источником этого, проклятье, которое выражается весьма практично в неудачах, болезнях, смертях, поражениях и других многоразличных обстоятельствах, которые являются следствием нашего выбора. Вам еще хочется ругаться? Тогда делайте, что считаете нужным, но не смейте произносить: «За что это со мной, Господи?» 
Автор: Александр Глушко

Комментариев нет:

Отправить комментарий