Страницы

вторник, 2 августа 2011 г.

Спят усталые игрушки...

Недавно спросила у своего сына, какая игрушка ему запомнилась больше всего из детства? Ответ был  “часы, которые можно было крутить”. Эти часы я делала сама по книге Никитина. Потом вспомнился паровозик LOCO, но это было потом.
Сегодня в игрушечных магазинах продаются тысячи ярких детских игрушек российского, китайского, европейского производства. Но, как считают педагоги, заводные машинки, длинноногие Барби и Кены, пластмассовые конструкторы не способствуют развитию детей дошкольного возраста.
Детворе нравится все, что двигается. Поэтому машины остаются любимыми игрушками как девчонок, так и мальчишек. Педагоги считают, что для малышей машина должна быть из натурального материала - дерева. При этом для самых маленьких детишек от года до двух она может быть и без колес. Когда возникнет в них необходимость, ребенок сам попросит их дорисовать. Потом лучшей игрушкой для ребенка станет деревянная доска на колесах или вырезанный из дерева контур машины на колесах. Фантазия и образное мышление «достроят» из такой примитивной машины все, что угодно. В машинах же, которые продаются в магазинах, проработаны мельчайшие подробности: руль, двери, зеркала. Такую игрушку можно покупать ребенку ближе к семи годам. Именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в игрушках, которые максимально похожи на настоящие прототипы. К сожалению, «подробные» игрушки не развивают образного мышления.
Столь популярная кукла Барби для ребенка, вообще, вредна. Для игры в дочки-матери Барби не подходит. Ее неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольницы тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых (в том числе и сексуальные).
У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол. Иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу.
В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью. Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду. Купите ребенку Барби, и в подростковом возрасте получите сексуально озабоченного ребенка. 

Пазлы. Если, к примеру, к таксе нужно прикрепить щенков, соединить собачье семейство - эти пазлы хороши. В отличие от традиционных(?)  изображение отдельных животных в них не рассыпается, само изображение таксы и щенков остается целостным. Большинство же пазлов нарушают представление о целостности предметов.
А если он просит?
Как показывает практика, ребенок до шести-семи лет не зациклен на покупке новых игрушек, если с ним играют. То есть скандал малыша в «Детском мире» - это его способ привлечь к себе внимание родителей. Так что, покупая новую безделушку для своего чада, вспомните советы педагогов. Действительно ли вы хотите сделать ему приятное или просто в очередной раз «откупаетесь» от него?

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Какой должна быть идеальная игрушка?
По мнению доцента кафедры педагогики ВГПУ Ольги Арининой, детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок - сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили ученые, равна нулю.
Также игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или быть с пультом управления - такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка. У идеальной машины должны быть только колеса - дальше ребенок сам изобразит, как она заводится и едет. Полезны для ребенка игрушки типа Богородицких. Ведь чтобы заставить курочку клевать зернышки и зайца барабанить по пню, ребенок должен сам научиться соответствующим образом водить рукой, выработать определенные закономерности между тем, как он это делает, и движением игрушки. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий