Страницы

пятница, 30 августа 2013 г.

Улучшаем дикцию себе и детям


Сегодня, занимаясь с младшим сынишкой чтением при помощи компьютерной программы, я обратила внимание на то, как чисто произносила слова за кадром  девочка, судя по голосу, не старше лет 7-8. Все звуки она выговаривала идеально чисто, не проглатывая окончаний и расставляя идеальные смысловые паузы в предложениях. 
К сожалению, речь деток вне телевизионных передач, фильмов и обучающих программ зачастую далека от идеала. Это особенно досадно, учитывая то, что дефекты речи и косноязычие не всегда проходят с возрастом, особенно у застенчивых, малообщительных детей, и может послужить причиной многих проблем в школе, в институте и далее, во взрослой жизни.
Как мы можем помочь своим детям говорить чисто?
  1. В первую очередь надо обратить внимание на свою собственную речь, и стараться всегда говорить внятно, правильно и четко выговаривая звуки. Ребенок учится, в основном, подражая, и если Вы будете говорить "съедая окончания", Вам не удастся научить Вашего ребенка говорить иначе.
  2. Если речь у ребенка развивается очень медленно, стоит проверить его ушки на предмет инфекций, потому что они могут приводить к временному снижению слуха, а это, в свою очередь, может снизить способность ребенка к пониманию и воспроизведению речи.
  3. Формируйте навык правильного произношения слов. Если ребенок произнес какое-то слово неверно, будет лучше, если Вы не станете его просить произнести это слово снова. У многих детей отличный слух, но они не всегда могут отличить правильное произношение от неверного. Чаще называйте проблемное слово, произнося более громко и долго звуки, которые не выговаривает ребенок.
  4. Общаясь с ребенком, акцентируйте трудные звуки, повторяя их как можно чаще. Попробуйте следующее: Если ребенку не дается буква Ш, можно затеять игру: какие предметы шуршат, а какие - нет? (Банка не шуршит, ложки не шуршат, а вот пакетики шуршат. Что еще шуршит?). Если у ребенка проблема со звуком р, то можно поиграть в Рыбалку на Речке и Рычащих монстРов.
  5. Учите скороговорки. Они отлично отшлифовывают артикуляцию и разминают органы речи. Скороговорки будут полезны как совсем маленьким детишкам, так и деткам постарше. Сделайте их частью своей жизни: распечатайте несколько скороговорок, начиная с самых простых, и повесьте на стену. Читайте их вместе с детьми, учите наизусть и старайтесь проговаривать их четко, громко и выразительно.
Устройте соревнование - кто сможет быстрее и выразительнее произнести частушку три раза подряд, ни разу не споткнувшись. Тот, кто ошибается - начинает снова.
Эта простая, но очень эффективная практика поможет развить Вашим детям беглость речи и отличную артикуляцию, а кроме того, познакомит с еще одной стороной русской культуры.
В завершение я собрала скороговорки на самые различные темы и разной сложности (см. ниже). Выбирайте, что Вам и Вашим деткам по душе. Веселой практики :)

Успехов Вам и Вашим деткам!
Автор: Лукун Елена

Скороговорки для развития речи

скачать - Скороговорки
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
*
Бык тупогуб, у быка губа тупа
*
Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.
*
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала,
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
*
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
*
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
*
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
*
Все бобры для своих бобрят добры.
*
Вставай, Архип, петух охрип.
*
В Луку Клим луком кинул.
*
В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.
*
В предвечерний час ворчат черти через раз.
*
В шалаше шесть шалунов.
*
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка
*
Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
*
Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.
*
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
*
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
*
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
*
Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку - испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.
*
Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
*
Ехал грека через реку,
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап!
*
Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
*
Забыл Панкрат кондратов домкрат.
Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
*
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
*
Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи.
Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
*
Карл у Клары украл кораллы,
*
Клара у Карла украла кларнет
*
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон
*
Краб крабу продал грабли. Продал грабли крабу краб; грабь граблями сено, краб!
*
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Примерил кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
*
Курфюрст скопроментировал ландскнехта.
*
Курьера курьер обгоняет в карьер.
*
Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.
*
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
*
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
*
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
*
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
*
На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.
*
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
*
На речной мели мы на налима набрели.
*
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
*
Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
*
Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
*
Не ест корова короб корок, ей короб сена дорог.
*
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.
*
Около колодца кольцо не найдется.
*
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
*
Осип охрип, а Архип осип.
*
От топота копыт пыль по полю летит.
*
Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывил.
*
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
*
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
*
Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
*
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
*
Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
От топота копыт пыль по полю летит
Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.
*
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

*
Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!
*
Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
*
Свинья тупорыла-толсторыла двор рылом рыла, всё изрыла, срыла, перерыла, везде понарыла, повырыла, подрыла.
*
Свиристель свиристит свирелью.
*
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.
*
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
*
Тщетно тщится щука ущемить леща.
*
У ежа ежата, у ужа ужата.
*
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
*
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
*
У Сени с Саней в сетях сом с усами.
*
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

*
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
*
Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
*
Четверть четверика гороха, без червоточинки.
*
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
*
Шесть мышат в камышах шуршат.
*
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
*
Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Комментариев нет:

Отправить комментарий